|
||
ещё фото |
Истребитель Як-1 Тактико-технические характеристики Як-1 Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 8.48 м Размах крыла: 10 м Высота: 8.5 м Площадь крыла: 17.25 м² Масса пустого: 2455 кг Масса снаряженного: 2700 кг Масса взлетная: 2950 кг Двигатели: 1 × М-105 Тяга: 1 × 1050 л.с. Летные характеристики Максимальная скорость: у земли: 472 км/ч на высоте: 569 км/ч дальность полета: 650 км скороподьемность: 75 м/мин практический потолок: 10000 м Вооружение оборонительное: 2 × 7.62мм, ШКАС Боезапас: 700 патронов на ствол ШКАС 1 × 20.00мм, ШВАК УБС боевая нагрузка: отсуствует История Як - 1. В начале 1939 года правительство СССР поставило перед советскими авиаконструкторами задачу ускорить создание новых образцов военной техники. Особое внимание уделялось самолетам-истребителям. Вот почему за разработку их взялись ведущие авиаконструкторы. Значительного успеха добился коллектив, которым руководил А. С. Яковлев. Конструкторы использовали опыт создания скоростного спортивного моноплана Я - 7 (АИР - 7), который в 1932 году с двигателем мощностью 450 л. с. достиг значительной по тем временам скорости 330 км/ч. Самолет, получивший обозначение И-26, в январе 1940 года впервые появился па аэродроме, а в марте летчик - испытатель КБ А. С. Яковлева Ю. И. Пионтковский поднял его в воздух. Уже во втором полете самолет развил скорость 587 км/ч на высоте 5100 метров. Он обладал хорошими летно - пилотажными качествами, был прост в управлении и вместе с тем максимально технологичен. Полученные летные характеристики позволили 27 апреля 1940 года принять решение о запуске опытной серии, не дожидаясь окончания заводских испытаний. Испытания машины продолжил П. Я. Федрови, который летал на всех Яках до Як - 9Д. 10 июня 1940 года М - 26 опытной серии был передан на государственные испытания в НИИ ВВС РККА. Знаменитый летчик-испытатель С. П. Супрун отмечал - "Самолет представляет большую ценность своей простотой в технике пилотирования. Необходимо срочно запустить самолет в серию". Приближающаяся война заставляла форсировать темпы производства. Так, до конца 1940 года ВВС было передано 64 самолета, в первой половине 1941 года - 335 и до конца года - еще 1019 машин. Всего же за годы войны - 8721 самолет. Самолеты Як защищали небо Москвы в 1941 году. Ими были вооружены 4 из 11 истребительных авиационных полков, входивших в систему ПВО Москвы. На самолетах Як - 1 и Як - 1М начинали свой боевой путь французская эскадрилья "Нормандия" и полк "Варшава" 1-й истребительной авиационной дивизии Войска Польского, Это соединение 19 января 1945 года принимало участие в освобождении от немецко - фашистских захватчиков столицы Польши. Отличные боевые качества Яков позволили советским героям-летчикам бить даже превосходящего по силе врага. Так, 12 марта 1942 года газеты "Правда" и "Красная звезда" сообщали о бое семи Як - 1 под командой капитана Б. Еремина против восемнадцати Ме - 109, шести Ю - 87 и одного Ю - 88. Наши летчики, не понеся потерь в этом бою, сбили пять Ме - 109 и два Ю - 87, обратив врага в бегство. В ходе серийного производства самолет Як - 1 неоднократно модернизировался. На 200 л. с. возросла мощность двигателя. Воздушный винт ВИШ - 61 с ручным управлением шагом на самолетах Як - 1М последних серий был заменен автоматическим винтом изменяемого шага ВИШ - 105СВ, что повысило максимальную скорость, потолок и скороподъемность самолета. С целью облегчения самолета на Як - 1 поздних серий и Як - 1М (в отличие от Як - 1 первых серий) снят механизм уборки хвостового колеса. Это отражено в рисунке А. Макарова. Видоизменились крыльевые воздухозаборники нагнетателя. Менялось вооружение. Так, на Як - 1М вместо двух пулеметов ШКАС - 7,62 мм (у Як - 1 первых серий) слева над двигателем установлен один тяжелый пулемет УБС 12,7 мм. В процессе производства изменялось оборудование кабины, количество и конфигурация щитков шасси, конструкция полувилки, была установлена радиостанция. На самолетах Як - 1 некоторых серий в левом крыле устанавливалась посадочная фара. Окраска винта И - 26 и Як - 1 первых серий: черная матовая задняя поверхность и полированная некрашеная - передняя. Полированная поверхность улучшала аэродинамику винта, но демаскировала самолет в полете, поэтому все Яки последующих серий имели черные матовые лопасти с желтыми законцовками. Опыт боевого применения Як - 1 потребовал внесения некоторых изменений в конструкцию самолета. Так, по предложению летчиков Сталинградского фронта Саратовский авиазавод стал выпускать самолеты с уменьшенным верхним гаргротом, остекление кабины было заменено на фонарь, улучшавший обзор задней полусферы. Доработки позволили снизить взлетный вес машины до 2660 кг (2960 кг у И - 26). Вследствие этого скорость возросла до 599,5 км/ч (580 км/ч у Як - 1 первых серий), скороподъемность у земли увеличилась с 18 до 20 м/сек, улучшились маневренные характеристики. Командир 283-го полка 16-й воздушной армии полковник В. А. Китаев в конце сентября 1942 года докладывал командующему: "Наш самолет - облегченный Як - 1 - не только не уступает истребителям противника, но во многом превосходит их на высотах до 2500 метров как на горизонтальном, так и на вертикальном маневре". С конца 1942 года Саратовский авиазавод полностью перешел на выпуск самолетов Як - 1. По инициативе КБ Яковлева и фронтовых летчиков проводились и другие доработки самолета. Было усилено вооружение самолета, улучшены летные качества грозной боевой машины. Конструкция истребителя Як - 1 смешанная: ферменный каркас фюзеляжа сварен из хромансилевых труб, дюралюминиевая обшивка носовой части состоит из отдельных крышек, крепящихся к каркасу на замках ДЗУС. Баковые стенки хвостовой части фюзеляжа имеют полотняную обшивку на деревянных стрингерах. Верхний и нижний гаргроты хвостовой части фюзеляжа представляют собой деревянные каркасы, обшитые фанерой. Моторама составляет одно целое с фермой фюзеляжа, что технологично, но несколько затрудняет обслуживание двигателя. Крыло деревянной конструкции двухлонжеронное, неразъемное, площадью 17,15 м². Лонжероны коробчатого сечения из сосновых реек и фанерных стенок, переменной по размаху толщины от 10 до 3 мм. Нервюры ферменно - балочного типа. Передний лонжерон расположен на 32% хорды у корня и на 27% хорды на конце крыла, задний лонжерон, соответственно, на 65% и 60%. Узлы крепления крыла к фюзеляжу расположены на лонжеронах и носке крыла. Между лонжеронами установлена дюралюминиевая ферма, к которой крепится узел шасси. Фанерная обшивка крыла стыкается на переднем и заднем лонжеронах. Крепление обшивки на казеиновом клее и шурупах. Поверхность крыла оклеена миткалем, зашпаклевана и окрашена. На нижней поверхности крыла между лонжеронами установлены 4 большие силовые крышки, через которые монтируются бензобаки. Элероны состоят из дюралюминиевого каркаса и полотняной обшивки. Регулируемый на земле триммер - нож установлен только на левом элероне. На крыле установлены посадочные щитки цельнометаллической клепаной конструкции. Стабилизатор неразрезной, деревянной конструкции, включающий в себя два коробчатых лонжерона, стрингеры и нервюры. На переднем и заднем лонжеронах установлены по два сварных узла крепления стабилизатора к ферме фюзеляжа. Обшивка - березовая фанера толщиной 2,5 мм. Руль высоты из двух половин, имеет дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку. На левой половине руля высоты установлен управляемый триммер. Киль деревянный, съемный, состоит из двух коробчатых лонжеронов, стрингеров, нервюр, концевого обода. Обшивка фанерная. Руль направления подвешивается в трех точках к килю, имеет дюралюминиевый каркас с полотняной обшивкой. К задней кромке руля направления прикреплен "нож". Основное шасси - одностоечное - состоит из амортизационной стойки с колесом и "ломающимся" подкосом. Подъем и выпуск шасси пневматический. На Як - 1 установлен пневматический разгрузочный цилиндр, поворачивающийся на оси, прикрепленной к лонжерону. Он помогает подъему шасси и демпфирует выпуск. В убранном положении стойка удерживается с помощью специальной проушины на нижнем конце сварной полувилки в замке, установленном между 1 и 2 нервюрами крыла. Основные колеса снабжены тормозами. Амортизационная стойка костыля крепится к узлам, расположенным на нижней распорке хвостовой фермы фюзеляжа. Хвостовое колесо - нетормозное, свободно ориентирующееся, со стопорением на взлете и посадке. На самолетах Як - 1 устанавливался 12-цилкндровый двигатель жидкостного охлаждения ВН - 105ПФ конструкции В. Я. Климова мощностью 1240 л. с. Трехлопастный металлический винт изменяемого шага ВИШ - 61ПВ и имел ручную регулировку шага лопастей (на некоторых сериях устанавливался винт ВИШ - 105СВ, имевший автоматическую регулировку шага). Втулка винта, через которую проходил ствол пушки, имела храповик лая запуска матера от автостартера и закрывалась легкосъёмным коком. Бортовое вооружение состояло из моторной пушки МП-20 (ШВАК) калибра 20 мм и синхронного пулемета УБС - 12,7 мм, установленного слева над двигателем. На некоторых сериях самолетов Як - 1 предусматривалась подвеска реактивных снарядов и бомб. Для защиты пилота установлено заднее бронестекло и бронированная спинка сиденья. Простота и надежность Як - 1, успешный опыт серийного производства и эксплуатации в боевых условиях позволили в дальнейшем создать еще более совершенные машины на его основе, такие, как Як - 3, Як - 7 и Як - 9. В. Колпаков, инженер. По материалам журнала "Моделист Конструктор" Сайт военно-патриотической тематики STUDIO DRAGON Copyright © 2010 - 2022 1945.divan-foto.ru |
Покрышкин, Александр Иванович — Трижды Герой Гулаев, Николай Дмитриевич — Дважды Герой Луганский, Сергей Данилович — Дважды Герой Лавриненков, Владимир Дмитриевич — Дважды Герой Литвяк, Лидия Владимировна Ковзан, Борис Иванович Кулагин, Андрей Михайлович Баранов, Михаил Дмитриевич Головачёв, Павел Яковлевич — Дважды Герой Ситковский, Александр Николаевич Султан, Амет-хан — Дважды Герой Сахаров, Павел Иванович Фёдоров, Иван Васильевич Савицкий, Евгений Яковлевич — Дважды Герой Шестаков, Лев Львович Сержантов, Иван Яковлевич Дранищев, Евгений Петрович Маресьев, Алексей Петрович Фрунзе, Тимур Михайлович |