на главную
ещё фото

Истребитель Як-1


Истребитель Як-1

Техники обслуживают истребитель.

Тактико-технические характеристики Як-1
Технические характеристики

Экипаж: 1 человек
Длина: 8.48 м
Размах крыла: 10 м
Высота: 8.5 м
Площадь крыла: 17.25 м²
Масса пустого: 2455 кг
Масса снаряженного: 2700 кг
Масса взлетная: 2950 кг
Двигатели: 1 × М-105
Тяга: 1 × 1050 л.с.

Летные характеристики

Максимальная скорость:
у земли: 472 км/ч
на высоте: 569 км/ч
дальность полета: 650 км
скороподьемность: 75 м/мин
практический потолок: 10000 м

Вооружение

оборонительное: 2 × 7.62мм, ШКАС
Боезапас: 700 патронов на ствол ШКАС
1 × 20.00мм, ШВАК УБС
боевая нагрузка: отсуствует

Истребитель Як-1

Як-1. Вид с разных ракурсов.

История Як - 1.

В начале 1939 года правительство СССР поставило перед советскими авиаконструкторами задачу ускорить создание новых образцов военной техники. Особое внимание уделялось самолетам-истребителям. Вот почему за разработку их взялись ведущие авиаконструкторы. Значительного успеха добился коллектив, которым руководил А. С. Яковлев. Конструкторы использовали опыт создания скоростного спортивного моноплана Я - 7 (АИР - 7), который в 1932 году с двигателем мощностью 450 л. с. достиг значительной по тем временам скорости 330 км/ч. Самолет, получивший обозначение И-26, в январе 1940 года впервые появился па аэродроме, а в марте летчик - испытатель КБ А. С. Яковлева Ю. И. Пионтковский поднял его в воздух. Уже во втором полете самолет развил скорость 587 км/ч на высоте 5100 метров. Он обладал хорошими летно - пилотажными качествами, был прост в управлении и вместе с тем максимально технологичен. Полученные летные характеристики позволили 27 апреля 1940 года принять решение о запуске опытной серии, не дожидаясь окончания заводских испытаний. Испытания машины продолжил П. Я. Федрови, который летал на всех Яках до Як - 9Д. 10 июня 1940 года М - 26 опытной серии был передан на государственные испытания в НИИ ВВС РККА. Знаменитый летчик-испытатель С. П. Супрун отмечал - "Самолет представляет большую ценность своей простотой в технике пилотирования. Необходимо срочно запустить самолет в серию". Приближающаяся война заставляла форсировать темпы производства. Так, до конца 1940 года ВВС было передано 64 самолета, в первой половине 1941 года - 335 и до конца года - еще 1019 машин. Всего же за годы войны - 8721 самолет. Самолеты Як защищали небо Москвы в 1941 году. Ими были вооружены 4 из 11 истребительных авиационных полков, входивших в систему ПВО Москвы. На самолетах Як - 1 и Як - 1М начинали свой боевой путь французская эскадрилья "Нормандия" и полк "Варшава" 1-й истребительной авиационной дивизии Войска Польского, Это соединение 19 января 1945 года принимало участие в освобождении от немецко - фашистских захватчиков столицы Польши. Отличные боевые качества Яков позволили советским героям-летчикам бить даже превосходящего по силе врага. Так, 12 марта 1942 года газеты "Правда" и "Красная звезда" сообщали о бое семи Як - 1 под командой капитана Б. Еремина против восемнадцати Ме - 109, шести Ю - 87 и одного Ю - 88. Наши летчики, не понеся потерь в этом бою, сбили пять Ме - 109 и два Ю - 87, обратив врага в бегство. В ходе серийного производства самолет Як - 1 неоднократно модернизировался. На 200 л. с. возросла мощность двигателя. Воздушный винт ВИШ - 61 с ручным управлением шагом на самолетах Як - 1М последних серий был заменен автоматическим винтом изменяемого шага ВИШ - 105СВ, что повысило максимальную скорость, потолок и скороподъемность самолета. С целью облегчения самолета на Як - 1 поздних серий и Як - 1М (в отличие от Як - 1 первых серий) снят механизм уборки хвостового колеса. Это отражено в рисунке А. Макарова. Видоизменились крыльевые воздухозаборники нагнетателя. Менялось вооружение. Так, на Як - 1М вместо двух пулеметов ШКАС - 7,62 мм (у Як - 1 первых серий) слева над двигателем установлен один тяжелый пулемет УБС 12,7 мм. В процессе производства изменялось оборудование кабины, количество и конфигурация щитков шасси, конструкция полувилки, была установлена радиостанция. На самолетах Як - 1 некоторых серий в левом крыле устанавливалась посадочная фара. Окраска винта И - 26 и Як - 1 первых серий: черная матовая задняя поверхность и полированная некрашеная - передняя. Полированная поверхность улучшала аэродинамику винта, но демаскировала самолет в полете, поэтому все Яки последующих серий имели черные матовые лопасти с желтыми законцовками. Опыт боевого применения Як - 1 потребовал внесения некоторых изменений в конструкцию самолета. Так, по предложению летчиков Сталинградского фронта Саратовский авиазавод стал выпускать самолеты с уменьшенным верхним гаргротом, остекление кабины было заменено на фонарь, улучшавший обзор задней полусферы. Доработки позволили снизить взлетный вес машины до 2660 кг (2960 кг у И - 26). Вследствие этого скорость возросла до 599,5 км/ч (580 км/ч у Як - 1 первых серий), скороподъемность у земли увеличилась с 18 до 20 м/сек, улучшились маневренные характеристики. Командир 283-го полка 16-й воздушной армии полковник В. А. Китаев в конце сентября 1942 года докладывал командующему: "Наш самолет - облегченный Як - 1 - не только не уступает истребителям противника, но во многом превосходит их на высотах до 2500 метров как на горизонтальном, так и на вертикальном маневре". С конца 1942 года Саратовский авиазавод полностью перешел на выпуск самолетов Як - 1. По инициативе КБ Яковлева и фронтовых летчиков проводились и другие доработки самолета. Было усилено вооружение самолета, улучшены летные качества грозной боевой машины. Конструкция истребителя Як - 1 смешанная: ферменный каркас фюзеляжа сварен из хромансилевых труб, дюралюминиевая обшивка носовой части состоит из отдельных крышек, крепящихся к каркасу на замках ДЗУС. Баковые стенки хвостовой части фюзеляжа имеют полотняную обшивку на деревянных стрингерах. Верхний и нижний гаргроты хвостовой части фюзеляжа представляют собой деревянные каркасы, обшитые фанерой. Моторама составляет одно целое с фермой фюзеляжа, что технологично, но несколько затрудняет обслуживание двигателя. Крыло деревянной конструкции двухлонжеронное, неразъемное, площадью 17,15 м². Лонжероны коробчатого сечения из сосновых реек и фанерных стенок, переменной по размаху толщины от 10 до 3 мм. Нервюры ферменно - балочного типа. Передний лонжерон расположен на 32% хорды у корня и на 27% хорды на конце крыла, задний лонжерон, соответственно, на 65% и 60%. Узлы крепления крыла к фюзеляжу расположены на лонжеронах и носке крыла. Между лонжеронами установлена дюралюминиевая ферма, к которой крепится узел шасси. Фанерная обшивка крыла стыкается на переднем и заднем лонжеронах. Крепление обшивки на казеиновом клее и шурупах. Поверхность крыла оклеена миткалем, зашпаклевана и окрашена. На нижней поверхности крыла между лонжеронами установлены 4 большие силовые крышки, через которые монтируются бензобаки. Элероны состоят из дюралюминиевого каркаса и полотняной обшивки. Регулируемый на земле триммер - нож установлен только на левом элероне. На крыле установлены посадочные щитки цельнометаллической клепаной конструкции. Стабилизатор неразрезной, деревянной конструкции, включающий в себя два коробчатых лонжерона, стрингеры и нервюры. На переднем и заднем лонжеронах установлены по два сварных узла крепления стабилизатора к ферме фюзеляжа. Обшивка - березовая фанера толщиной 2,5 мм. Руль высоты из двух половин, имеет дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку. На левой половине руля высоты установлен управляемый триммер. Киль деревянный, съемный, состоит из двух коробчатых лонжеронов, стрингеров, нервюр, концевого обода. Обшивка фанерная. Руль направления подвешивается в трех точках к килю, имеет дюралюминиевый каркас с полотняной обшивкой. К задней кромке руля направления прикреплен "нож". Основное шасси - одностоечное - состоит из амортизационной стойки с колесом и "ломающимся" подкосом. Подъем и выпуск шасси пневматический. На Як - 1 установлен пневматический разгрузочный цилиндр, поворачивающийся на оси, прикрепленной к лонжерону. Он помогает подъему шасси и демпфирует выпуск. В убранном положении стойка удерживается с помощью специальной проушины на нижнем конце сварной полувилки в замке, установленном между 1 и 2 нервюрами крыла. Основные колеса снабжены тормозами. Амортизационная стойка костыля крепится к узлам, расположенным на нижней распорке хвостовой фермы фюзеляжа. Хвостовое колесо - нетормозное, свободно ориентирующееся, со стопорением на взлете и посадке. На самолетах Як - 1 устанавливался 12-цилкндровый двигатель жидкостного охлаждения ВН - 105ПФ конструкции В. Я. Климова мощностью 1240 л. с. Трехлопастный металлический винт изменяемого шага ВИШ - 61ПВ и имел ручную регулировку шага лопастей (на некоторых сериях устанавливался винт ВИШ - 105СВ, имевший автоматическую регулировку шага). Втулка винта, через которую проходил ствол пушки, имела храповик лая запуска матера от автостартера и закрывалась легкосъёмным коком. Бортовое вооружение состояло из моторной пушки МП-20 (ШВАК) калибра 20 мм и синхронного пулемета УБС - 12,7 мм, установленного слева над двигателем. На некоторых сериях самолетов Як - 1 предусматривалась подвеска реактивных снарядов и бомб. Для защиты пилота установлено заднее бронестекло и бронированная спинка сиденья. Простота и надежность Як - 1, успешный опыт серийного производства и эксплуатации в боевых условиях позволили в дальнейшем создать еще более совершенные машины на его основе, такие, как Як - 3, Як - 7 и Як - 9.

В. Колпаков, инженер. По материалам журнала "Моделист Конструктор"

Истребитель Як-1

Истребитель Як-1 на аэродроме. Хотя по виду это скорее поле.

Сайт военно-патриотической тематики


STUDIO DRAGON Copyright © 2010 - 2017 1945.divan-foto.ru


Все пилоты являются Героями Советского Союза, все они помимо других самолётов воевали на Як-1.

Покрышкин, Александр Иванович
Трижды Герой

Гулаев, Николай Дмитриевич
Дважды Герой

Луганский, Сергей Данилович
Дважды Герой

Лавриненков, Владимир Дмитриевич
Дважды Герой

Литвяк, Лидия Владимировна

Ковзан, Борис Иванович

Кулагин, Андрей Михайлович

Баранов, Михаил Дмитриевич

Головачёв, Павел Яковлевич
Дважды Герой

Ситковский, Александр Николаевич

Султан, Амет-хан
Дважды Герой

Сахаров, Павел Иванович

Фёдоров, Иван Васильевич

Савицкий, Евгений Яковлевич

Шестаков, Лев Львович

Сержантов, Сергей Яковлевич

Дранищев, Евгений Петрович

Маресьев, Алексей Петрович

Фрунзе, Тимур Михайлович