на главную
еще фото

Истребитель Ла-5


Истребитель Ла-5

Истребитель Ла-5.

Тактико-технические характеристики Ла-5
Технические характеристики

Экипаж: 1 человек
Длина: 8.67 м
Размах крыла: 9.80 м
Высота: 2.54 м
Площадь крыла: 17.50 м²
Масса пустого: 2681 кг
Масса снаряженного: 2850 кг
Масса взлетная: 3360 кг
Двигатели: 1 × ПД Швецов М-82
Тяга: 1 × 1330 л.с.

Летные характеристики

Максимальная скорость:
у земли: 509 км/ч
на высоте: 580 км/ч
дальность полета: 1190 км
скороподьемность: 833 м/мин
практический потолок: 9500 м

Вооружение

оборонительное: 2 × 20-мм пушки ШВАК
боевая нагрузка: 2 × 100-кг бомбы ФАБ-100

Истребитель Ла-5

Истребитель Ла-5. Вид с разных ракурсов.

Самолёт трижды Героя.

С этими необычными самолётами фашистские лётчики впервые столкнулись осенью сорок второго... Издали машина не казалась ни грозной, ни стремительной, но очень скоро враги в полной мере оценили боевые качества нового советского истребителя. Маневренность и скорость, сильное вооружение — все это делало Ла-5 — так назывался новый самолёт Семена Алексеевича Лавочкина — ничуть не уступающим недавно появившемуся на фронте модифицированному немецкому Ме - 109Г. «Внимание! В воздухе — Ла - 5!» — впервые эти предупреждения фашистским пилотам зазвучали в эфире в период Сталинградской битвы, в которой участвовали и Ла-5. Были среди них и машины, построенные на средства, собранные тружениками тыла, воевала даже целая эскадрилья Ла - 5, имевших на фюзеляжах надпись «Валерий Чкалов». Такой подарок фронту сделали земляки великого лётчика. И один из самолётов с бортовым номером 75 получил в феврале 1943 года Иван Кожедуб, на нем же будущий трижды Герой Советского Союза открыл счет своим боевым победам. Прошло немного времени — и командир эскадрильи капитан И. Кожедуб получает новый Ла - 5 — подарок от колхозника В. В. Конева. Об этом факте Иван Никитич писал в своих воспоминаниях: «К самолёту, к каждому прибору и винтику, я всегда относился любовно и бережно. А сейчас чувствовал особую ответственность за новую машину: ведь я знал, что и рабочие и конструкторы будут следить за боевой работой машины, сделанной ими по заказу колхозника - патриота. А как он и его односельчане будут ждать от меня писем с рассказами о боях!..» На этом «лавочкине» отважный лётчик довел счет своих побед до 45. Позже на «именном» истребителе воевал другой советский ас — Кирилл Евстигнеев, сбивший 56 самолётов противника и закончивший войну дважды Героем Советского Союза. Отличные лётные качества и мощное вооружение Ла - 5 помогали нашим лётчикам уверенно бить врага. Много подвигов совершили они во время войны, но, пожалуй, один из ярчайших — последний бой старшего лейтенанта Александра Горовца. Это случилось в битве на Курской дуге. Оказавшись один на один с большой группой немецких бомбардировщиков, Горовец не растерялся и пошел в атаку. Один за другим рухнули на землю девять Ю - 87 — пикирующих бомбардировщиков люфтваффе. Для уничтожения этих самолётов вполне хватило боезапаса Ла - 5 — 340 снарядов. Охваченный азартом неравного боя, Горовец не заметил фашистского истребителя... Звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту А. Горовцу было присвоено посмертно. Необычной была история создания истребителя Ла-5. Начало его биографии можно отнести к 1940 году, когда советская авиационная промышленность на смену устаревшим И - 16 и И - 153 представила на испытания ряд истребителей нового поколения — И - 26, И - 200 и И - 301. «Троица» успешно выдержала строжайшие экзамены и была запущена в серию, причем И - 26 конструкции А. С. Яковлева стал именоваться Як - 1, высотный истребитель И - 200 конструкции А. И. Микояна и В. К. Гуревича — МиГ - 3, а самолёт деревянной конструкции И - 301, сконструированный С. А. Лавочкиным, В. П. Горбуновым и М. И. Гудковым — ЛаГГ - 3. Последний имел неплохие тактико-технические данные, кроме того, дальность его полета достигала 1000 километров. В числе достоинств ЛаГГа было и то, что он был почти целиком сделан из древесины. Правда, не обычной, а подвергнутой специальной обработке — пропитанной фенольными смолами и уплотненной с помощью прессов. Как оказалось впоследствии, для первого периода Великой Отечественной Войны выбор такого материала — дельта-древесины — в качества основы конструкции был единственно верным. «Крылатого» металла — дюралюминия — в стране остро не хватало: выпуск его в связи с эвакуацией предприятий на восток в тот период был крайне ограничен. Кроме того, негорючая дельта-древесина позволяла делать на редкость живучие истребители: порой лётчики возвращались с задания на буквально изрешеченных машинах. К сожалению, ЛаГГ - 3 имел и ряд серьезных недостатков. Прежде всего тяжелой 3,5-тонной машине явно не хватало мощности 1100-сильного двигателя М - 105 с водяным охлаждением. Дело в том, что на стадии серийного выпуска пришлось усиливать бортовое оружие и принимать меры для увеличения дальности полета, а это можно было сделать только за счет веса. К тому же качество изготовления серийных ЛаГГов оказалось не на должном уровне — ведь война отняла у авиационной промышленности немало квалифицированнейших рабочих рук. Поэтому было принято решение — ЛаГГ - 3 с производства снять, а завод передать для постройки истребителей А. С. Яковлева с тем же двигателем, обладавших более высокими боевыми качествами. Конструкторское бюро С. А. Лавочкина эвакуировали на Кавказ. И здесь в опытном цехе получил свое рождение новый самолёт КБ. Это был истребитель, чем - то напоминавший своего неудачного предшественника: почти те же хвост и крылья, похожий фюзеляж овального сечения. Только впереди вместо рядного М - 105 стояла двухрядная «звезда» М - 82 конструкции Швецова мощностью 1700 л. с. Небольшая бригада во главе с С. А. Лавочкиным, оставшаяся на заводе для доводки новой машины, днями и ночами готовила ее к испытаниям. В один из первых дней марта 1942 года лётчик-испытатель Г. М. Мищенко повел Ла - 5 — так назвали истребитель — в первый полет. Испытания новой машины для главного конструктора и его коллектива — всегда большое событие. Ну а теперь от их результата зависело само существование «фирмы». Заводские испытания Ла - 5 оказались весьма успешными. Это сразу же изменило положение дел. И уже в конце апреля Государственный Комитет Обороны принял постановление о проведении совместных государственных испытаний. На проверку Ла - 5 было отведено всего пять летных дней. «Да, машина была хороша, — вспоминал впоследствии Герой Советского Союза, заслуженный лётчик - испытатель СССР А. П. Якимов. — Удачно закапотированный мотор не казался большим. Сплюснутый с боков фюзеляж плавно сходил на нет у самого руля поворота. Никаких выступающих деталей. Воздухозаборник и маслорадиатор зализаны так, что их почти не видно. Укрылись под капотами и четыре пушки, Тонкие и высокие стойки шасси придавали самолёту изящность и как бы подчеркивали его стремительность. По внешнему виду самолёт резко отличался от всех существовавших тогда истребителей, и были основания предполагать, что его данные будут высокими». Так оно впоследствии и оказалось, но для этого пришлось немало поработать и испытателям, и работникам КБ. Поначалу не все ладилось: то перегревался двигатель, то отказывала система управления закрылками, то не срабатывало оружие. После первых полетов образовался длинный перечень дефектов, однако достоинств у машины оказалось явно больше. По мнению испытателей, именно такой самолёт был необходим фронту. А испытания надо было форсировать. Ведь на доводку опытной машины ГКО и наркомат дали всего десять дней. Вот что рассказывал впоследствии об этом периоде А. Н. Фролов: «Да, за эти десять дней удалось сделать столько, что сейчас даже не верится. Но уж очень хороша и перспективна была машина, да и недостатки не ах какие сложные. За «лавочкина» болел весь завод, поэтому работали, не считаясь ни с чем. И самолёт дали. А вообще очень волновались — самолёт - то один - единственный, недостроенный дублер стоит на железнодорожной платформе. Если что случится — всё! Не будет отличного истребителя. Но полеты прошли как надо, даже на штопор испытали. Уложились в пять лётных дней. А отчет я уже дописывал, когда в Москву летели...» Надо сказать, что практически все авиационные ОКБ предпринимали попытки использовать на своих самолётах прекрасный двигатель конструкции А. Д. Швецова. С М - 82 испытывались варианты МиГ - 3, Пе - 2, Ил - 2, Як - 7, Пе - 8 и некоторые другие самолёты. Однако истинный успех полного единства планера и мотора смогли получить только в КБ С. А. Лавочкина. Вскоре завод выпустил первые серийные Ла - 5. Технологам удалось быстро отладить производство новой машины, поскольку при ее разработке конструкторы стремились сохранить преемственность нового самолёта с предшественником — ЛаГГ - 3. Летом 1942 года бригада Наркомата авиационной промышленности во главе с начальником сборочного цеха, где строился Ла-5, вылетела на Сталинградский фронт для проведения фронтовых испытаний. И они оказались весьма успешными. Вскоре на завод пришло письмо, в котором лётчики - гвардейцы сообщали, что только за месяц их полк в воздушных боях уничтожил 47 вражеских самолётов, не потеряв при этом ни одного Ла. Правительство высоко оценило труд создателей истребителя. В 1943 году главному конструктору С. А. Лавочкину присвоили звание Героя Социалистического Труда. Всего за год, с августа 1942 года по август 1943-го, выпуск истребителей вырос на 214%. При этом количество оборудования на заводе не увеличилось, а рабочих стало даже меньше. Началась активная пора в жизни самолёта. Фронт получал тысячи прекрасных истребителей, выпускаемых уже несколькими заводами. Но С. А. Лавочкин совместно с аэродинамиками и мотористами продолжал совершенствовать летные качества своей машины. Большие надежды возлагались на форсирование двигателя. Для этого специалисты из КБ А. Д. Швецова решили отказаться от карбюраторов и применили систему непосредственного впрыска топлива в цилиндры двигателя, использовав для этого насосы высокого давления и распылители. Новый двигатель с индексом М - 82ФН (или АШ - 32ФН) развивал мощность 1850 л. с., что позволяло самолёту на боевой высоте достигать скорости до 650 км/ч. Дальнейшим развитием Ла - 5ФН стал Ла-7 — лучший из воевавших советских поршневых истребителей. Именно на машине этого типа одержал большую часть своих замечательных побед легендарный ас, трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Огромная энерговооруженность, маневренность, высокая скорость, мощное трехпушечное вооружение, надежность и живучесть, а также простота управления и обслуживания — вот что принесло успех и заслуженную славу Ла-7 и его конструктору. А всего за годы войны было выпущено 10 000 истребителей Ла - 5 и 5753 — Ла - 7.

Самолёт - истребитель Ла - 5 с мотором М - 82.

Конструкция самолёта - истребителя Ла - 5 была цельнодеревянной, из модифицирований дельта - древесины. Фюзеляж типа полумонокок, с работающей обшивкой из березового шпона, оклеенный полотном. Киль выполнялся зацело с фюзеляжем. Моторама сварная, из стальных труб. Стабилизатор двухлонжеронный, цельнодеревянный. Каркасы рулей и элеронов дюралюминиевые, обшивка — полотняная. Площадь горизонтального оперения — 2,98 м², длина самолёта — 8, 672 метра. Кабина лётчика имела стальную бронеспинку толщиной 6,5 мм, козырек фонаря выполнялся из бронестекла толщиной 55 миллиметров. Крыло двухлонжеронное, деревянное; на нем ставились автоматические дюралюминиевые предкрылки и отклоняемые на 60° посадочные щитки. Площадь крыла — 17,51 м²; профиль NACA - 230, угол «V» составлял 5°; размах — 9,8 м; удлинение — 5,485. Двигатель М - 82 представлял собой двухрядную «звезду» воздушного охлаждения взлетной мощностью 1700 л. с. при 2400 об/мин. Номинальная мощность на высоте 2040 м — 1540 л. с. Воздушный винт ВИШ - 105В металлический, трехлопастный, изменяемого шага, диаметром 3,1 метра. Вооружение состояло из двух 20-мм синхронных пушек СП - 20 (ШВАК) с боезапасом в 340 снарядов. Предусмотрена возможность подвески на крыльевые держатели двух авиабомб калибра 50 килограмм. Взлетная масса самолёта — 3326 килограмм, пустого — 2648 килограмм. Летные характеристики: максимальная скорость у земли 515 км/ч, на высоте 3200 м — 576 км/ч, на высоте 6450 м — 600 км/ч; скороподъёмность на высоту 3200 м — 2,658 мин, на 5000 м — 5,208 мин; время виража на высоте 1000 м — 25 с; максимальная дальность полета на высоте 4000 м — 1190 километров; продолжительность полета до полного выгорания 539 литров топлива — 3,36 ч; разбег — 310 м (12 с), пробег — 470 м (без применения тормозов — 635 м).

К. Родин инженер, по материалам журнала "Моделист Конструктор"

Истребитель Ла-5

Истребитель Ла-5.

Сайт военно-патриотической тематики


STUDIO DRAGON Copyright © 2010 - 2017 1945.divan-foto.ru