на главную
описание Як-1
Ковзан Борис Иванович

Ковзан Борис Иванович

Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилевской области. В РККА с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. лётчик 42-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) комсомолец младший лейтенант Ковзан Б.И. свой боевой счет открыл в августе 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215. 29 октября 1941 года на самолете МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с 4 Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 м обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88 Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашел "юнкерсу" сзади снизу и уровнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. "Юнкерс", кувыркаясь, пошел к земле. Произвел посадку на своем аэродроме.
22 февраля 1942 года старший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолете Як-1 таранил бомбардировщик противника. Произвел посадку на поврежденном самолете. 8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области в воздушном бою на том же самолете таранил вражеский истребитель. Совершил посадку на поврежденном самолете. лётчик того же полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Ковзан Б.И. к середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолет противника.
13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолете Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребителе сопровождения, Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолет на него. От удара оба самолета развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 м он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько ребер. Это был его четвертый по счету таран Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание лётчика переправили в Москву.
24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Борису Ивановичу Ковзану было присвоено звание Героя Советского Союза.
10 месяцев Ковзан провел в госпиталях. После госпиталя добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации. До конца войны сбил еще 6 самолетов противника, доведя личный счет до 28. После войны продолжал службу в авиации. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1958 года подполковник Ковзан - в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске. Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями.
Умер 31 августа 1985 года.

Сайт военно-патриотической тематики


STUDIO DRAGON Copyright © 2010 - 2017 1945.divan-foto.ru