на главную
Биография Голованова
Александр Евгеньевич Голованов

Маршал Голованов

Маршал Голованов (стоит слева) вручает полку Гвардейское Знамя.

«Заболел небом» Голованов в общем - то в зрелом возрасте. В 1932 году он, отличный стрелок и мотогонщик, не раз занимавший первые места на всесоюзных соревнованиях, впервые сел за штурвал самолета и освоил его за рекордно короткий срок. Он стремительно рос и как лётчик, и как руководитель Гражданского воздушного флота. Время тогда было такое - стране требовались молодые инициативные кадры. Через два года Голованов возглавил Восточно - Сибирское управление Гражданской авиации, затем как наиболее подготовленный летчик становится шеф - пилотом «Аэрофлота». Но даже с этой чисто гражданской должности он «умудрился» попасть на войну - в 1939 году воевал на Халхин - Голе. Да еще как: командиром «дугласа» получил орден Красного Знамени, а за финскую кампанию — высшую награду страны орден Ленина. Уже тогда Голованов, что называется, прикипел сердцем к дальнебомбардировочной авиации, он прекрасно знает ее слабые и сильные стороны. Ему поручили сформировать полк и в кратчайшие сроки подготовить его к боевым действиям. Комполка поставил предельно четкую задачу: экипажи должны уметь летать во всех метеоусловиях, днем и ночью с использованием радиотехнических средств. В то время такой уровень подготовки в ВВС имели всего лишь несколько лётчиков, а здесь стала на крыло целая авиационная часть. Да и как иначе, если за становлением «дальников» наблюдал лично Сталин. В новом полку, укомплектованном экипажами ГВФ, командир внедрил новшества в летную подготовку. Для ее эффективности самолет шеф - пилота был переоборудован под «учебный класс»: в его грузовой кабине сразу несколько штурманов и радистов учились искусству «слепого» полета. Голованов сократил до минимума строевую подготовку, используя «освободившееся» время для совершенствования боевого мастерства лётчиков, обучал полетам по приборам и бомбометанию. Безжалостным «инспектором» для 212-го дальнебомбардировочного авиаполка стала Великая Отечественная. Эта часть дольше других оставалась боеспособной после «мясорубки» первых месяцев боев. Тогда потери авиации были чудовищными, в том числе и из - за просчетов штабов и ущербной тактики. Так, бомбардировщики летали на задания только днем, зачастую без прикрытия истребителей, им не позволялось самим выбирать маршрут полета и высоту сброса бомб. В конце 1941 года Голованов становится командиром авиадивизии дальнего действия. «Ноу - хау» нового комдива - ночные бомбовые удары по железнодорожным станциям и веткам. Так задолго до 1944 года было положено начало «рельсовой войне». Ставка поручает Голованову объединить изрядно потрепанные бомбардировочные части. Авиация дальнего действия подчинялась непосредственно Верховному Главнокомандующему. Александр Евгеньевич и здесь находит оригинальное решение, предложив пополнить АДД экипажами гражданского флота на самолетах Ли - 2. Дооборудованный «небесный тихоход», летавший со скоростью 265 км/ч на дальность около 2.000 километров и несший четыре бомбы ФАБ - 250, стал основной ударной силой, пока с авиазаводов не начали поступать новые бомбардировщики. Об эффективности применения Ли - 2 говорят многие эпизоды Великой Отечественной войны. При контрнаступлении под Сталинградом и ликвидации окруженной группировки немцев эти самолеты работали «челноками»: наносили бомбовые удары, а на обратном пути вывозили в 30-градусный мороз тяжелораненых бойцов, сохранив более 5.000 жизней. В 1944 году экипажи Ли - 2 выполнили воздушную разведку военно-промышленных объектов в Финляндии, оформив на каждый специальный «формуляр цели». По личному указанию Сталина вся АДД нанесла по ним массированные удары, при этом бомбы не затронули жилые кварталы. В итоге финляндское правительство пошло на переговоры и вышло из войны. Результативность бомбометания не превзойдена и по сей день, тогда промахи составили не более 5(!) процентов. Забегая вперед, отметим, что «погрешности» же американо - британской авиации в недавней войне в Ираке с использованием высокоточного, подчеркнем это слово, оружия, по оценке экспертов, составили как минимум 10 процентов. Без «дальников» фактически не проводилась ни одна масштабная операция времен Великой Отечественной Войны. Главный Маршал авиации принимал участие в разработке многих масштабных операций, в том числе по разгрому Квантунской армии. При всех своих заслугах Голованов был довольно скромным человеком и не выпячивал свои заслуги. До сих пор, например, принято считать, что первая курсо - глиссадная система посадки самолетов была установлена в Кубинке в 1949 году. Однако идея ее создания принадлежала Александру Евгеньевичу, а исполнителем ее стал начальник войск связи ДА Николай Байкузов. В дальней авиации система была внедрена в 1948 году и получила обозначение ОСП - 48. И лишь ее модернизированная версия ОСП - 50 взята на вооружение всех аэродромов «дальников». И в завершение нельзя не сказать вот о чем. Голованов умел защищать своих подчиненных и отстаивать интересы дела на всех уровнях. Например, во время войны экипажи сбитых бомбардировщиков возвращались в свои части без проверки в органах контрразведки. Он поддержал ученого Акселя Берга, и после его личного ходатайства перед Сталиным был создан Государственный комитет по делам локации и радионавигации. После смерти Сталина Голованов попал в опалу. Те, кто раньше завидовал его стремительному росту, отыгрались сполна. Трудно передать горечь обиды Александра Евгеньевича, когда его, главного Маршала, возглавлявшего всю дальнюю авиацию, опустили до уровня командующего… воздушно - десантного(!) корпуса, а затем уволили полного сил и энергии военачальника «по состоянию здоровья». В авиации дальнего действия есть целая когорта Героев Советского Союза, но тот, кто стоял у ее истоков, проявил завидное мужество в выполнении боевых заданий, внес весомый вклад в разгром немецко - фашистских захватчиков, такой чести не удостоился.

Юрий АВДЕЕВ. "Красная звезда".
http://www.redstar.ru/2004/08/07_08/1_04.html

Сайт военно-патриотической тематики


STUDIO DRAGON Copyright © 2010 - 2018 1945.divan-foto.ru